Средства для моделирования и их сравнение


Если говорить о программных средствах, для построения компьютерных моделей, то все авторы рекомендуют использовать наиболее популярное средство компютерного моделирования - электронные таблицы. СУБД не задумывалось как средство моделирования, но создавать информационные модели объектов с возможностью проводить при помощи таких моделей выборку информации, удовлетворяющей каким - либо условиям с целью дальнейшего анализа этого объекта хорошо проводить с помощью баз данных.
Алгоритмические языки программирования издавна используются для построения моделей. Если нет возможности использовать для построения моделей другие средства, то с помощью языков программирования можно строить модели из самых различных классов моделей (физические и логические, геометрические и экологические и т.п.). У А.Г.Кушнеренко приводится пример построения модели зрительного зала . Здесь компьютерная модель зрительного зала - это программа на учебном алгоритмическом языке, которая затем должна быть реализована на языке программирования. Для того , чтобы ученик в 9-м классе построил такую модель (в ней множество встроенных циклов) необходимо, чтобы он достаточно хорошо умел программировать. Но, к сожалению, процент девятиклассников, которые с легкостью используют встроенные циклы совсем невелик.
Более сложные модели, которые во множестве предлагаются в учебнике Н.А.Макаровой, легко создаются в среде любых электронных таблиц большинством учеников. С помощью этого средства в учебнике строятся модели от физических до экологических.
А.Г.Гейн в своей книге "Земля информатика" предлагает использовать при изучении моделей Буквоеда из программного пакета "Роботландия". По его мнению Буквоед, которого в "Роботландии" предлагается использовать для изучения алгоритмов, - классический пример функционального черного ящика. Каждый ящик Буквоеда имеет один вход и один выход. На вход подается последовательность символов, на выходе выдается число, либо диагностика "Не понимаю". Задача школьника определить, что делает данный черный ящик. К сожалению черные ящики как учебное средство имеется только в "Роботландии".
Хотелось бы отдельно сказать о целом пакете программ для изучения и построения экологических моделей, созданных в Центре информационных технологий педагогического университета города Екатеринбурга. Этот пакет позволяет учащимся, работая с моделями и создавая их самостоятельно, открывать и формулировать основные экологические закономерности, принимать управленческие закономерности, видеть их последствия.

А.И.Бочкин так же как и Н.А.Макарова особое внимание уделяют использованию графического редактора в моделировании. Основное применение графического редактора (по мнению А.И.Бочкина) - изображение уменьшенных и схематизированных предметов и манипуляции с ними, например, подготовка в графическом редкторе плана комнаты, изображения предметов мебели сверху. Затем эти предметы средствами редактора перемещаются по комнате и ищется наиболее удобное расположение. (Можно заменить план комнаты планом местности и даже картой). Н.А.Макарова предлагает задачи на построение геометрических моделей с заданными свойствами решать при помощи графического редактора. Мне и моим ученикам очень понравилось строить графический алгоритм какого-либо процесса. С такими моделями справляются даже самые слабые ученики (например, процесс приготовления супа или мороженого).
Очень интересно сочетать возможности графического редактора и возможности редактора презентаций при моделировании каких-то процессов. Так предложенные Н.А.Макаровой модели геометрических операций в задачах на построение, легко "оживить" используя редактор презентаций (как и любую понравившуюся теорему из курса геометрии)
Из своего опыта хотелось бы упомянуть о таких продуктах фирмы Adobe как графический редактор Adobe Photoshop и редактор анимированных изображений ImageReady. При помощи этих средств можно создавать очень зрелищные динамические модели (например движение космических тел, превращение гусеницы в бабочку и пр.
)
При создании словесных моделей (например, словесный портрет ) удобно использовать любой текстовый редактор. Конечно, можно составить портрет в тетради или устно, но на уроке информатики , по моему мнению, следует пользоваться компьютерными технологиями.
Для создания логических моделей прекрасно подходит интепретатор ЛОГО. Хотя такие модели можно строить и в среде электронных таблиц или на любом алгоритмическом языке и пр.
И.Г.Семакин , Е.К.Хеннер предлагают строить логические модели представления знаний с использованием языка Пролог. К сожалению, у меня такого программного средства нет.
Возврат на начало
Hosted by uCoz